alex_a_lex: (Default)
[personal profile] alex_a_lex
Оригинал взят у [livejournal.com profile] annushka369 в Крах системы высшего образования и будущее России.

http://www.newsland.ru/news/detail/id/959450/
Новость на Newsland: Крах системы высшего образования и будущее России

После двух мировых войн Россия возрождалась за считаные годы не только и не столько за счёт грамотного управления и народного энтузиазма. Существовала отлаженная и отлично функционирующая система подготовки научно-технических кадров, корнями уходящая к первым отечественным университетам, созданным ещё в XVIII веке, а затем реформированная и улучшенная в первые же годы существования СССР.

Теперь ничего этого нет, а сохранившиеся остатки науки и образования уничтожаются с маниакальным упорством. Не верите? Тогда подойдите и спросите об этом любого сотрудника государственного НИИ или преподавателя вуза. И если вас не заподозрят в наушничестве, то с удовольствием и обстоятельно



изложат все подробности. Ибо все прекрасно понимают: любое замалчивание или искажение подобных фактов, какими бы «благородными» побуждениями это ни оправдывалось, может привести только к ещё большему ускорению деградации научно-технического потенциала нашей родины и, как следствие, к необратимой утрате национального суверенитета. А это, в свою очередь, быстро приведёт к превращению России в «банановую республику» с вымирающим населением.

Абитуриенты: набор без разбора

Начнём с самого начала – с набора абитуриентов. Все мы помним, как ещё совсем недавно поступить в ведущий вуз технического профиля было довольно трудно. Помимо твёрдого знания школьной математики и физики требовалось умение решать специфические задачи, предлагаемые на вступительных экзаменах конкретного института. Будущий студент должен был оказаться лучшим среди всех желающих поступить, а конкурс мог достигать 10 и более человек на место – в зависимости от престижности вуза.

Сейчас ситуация в корне переменилась. ЕГЭ стёр границы между различными вузами. Теперь не нужно заранее узнавать о конкретных специальностях и специфике обучения в институте. Достаточно, набрав энное количество баллов за единый экзамен, ознакомиться с яркими и привлекательными рекламными проспектами, выбрать наиболее престижный институт, подать документы и подождать результата. Если вуз не сверхпопулярный, то результат (положительный) известен заранее. Но для подстраховки не мешает, конечно, подать документы ещё в четыре вуза.

Из-за демографического кризиса, пик которого приходится на 2011–2012 годы, многие вузы страны испытывают острый дефицит студентов. Некоторые выходят из положения весьма странным образом. Приёмные комиссии начинают зачислять всех желающих, что приводит к парадоксальной ситуации: в институтах учатся студенты, получившие отметки чуть выше двойки на выпускных экзаменах в школе! Кроме того, представители комиссий разъезжают по городам и сёлам нашей родины и зазывают ребят учиться в престижном московском вузе. В результате потенциальные учащиеся ПТУ, будущие сантехники и плотники, оказываются в совершенно чуждой среде, поставленные перед необходимостью решать непосильные для них задачи.

Однако не только такие ребята оказываются за партой благодаря деятельной работе агитбригад из приёмных комиссий. Довольно часто в её «улов» попадают и те, кто имеет за плечами не один привод в полицию. Показателен случай на экзамене, когда, получив заслуженную двойку, студент продолжал упорно настаивать на положительной оценке. Устав вести бесполезную дискуссию, преподаватель предложил идти жаловаться в деканат. На это последовал весьма оригинальный ответ: «Я лучше за кирпичом схожу…»

А вот случай из моей практики. Однажды я выгнал за употребление на семинаре ненормативной лексики (увы, это становится обычным явлением) двоих студентов. Через 5 минут раздаётся стук в дверь. Оборачиваюсь и вижу стоящего в дверях одного из них с длинным ножом (!) в руках. Сзади маячила ухмыляющаяся рожа второго. Как говорится, без комментариев. Иногда даже забываешь, где и в какой роли находишься: преподавателя в ведущем вузе или охранника в колонии строгого режима.

Студенты: Его Величество Халтурщик

Всё описанное выше, разумеется, приводит к невероятному падению уровня подготовки студентов. В начале нынешнего учебного года была проведена проверка знания школьной программы по математике у студентов первого курса ведущих технических вузов России. Результаты потрясают. Почти 70% получили двойки, примерно 20% – тройки. Таким образом, получилось, что более чем две третисовременных студентов не просто не способны к обучению в высших учебных заведениях: ещё 15–20 лет назад они вообще остались бы без аттестата о полном среднем образовании!

Как показывает практика, доучиться хотя бы до второго курса могут в среднем лишь 50%от общего набора (хотя эта цифра может изменяться в зависимости от вуза) – да и то в ситуации, когда на преподавателей постоянно давят из деканатов, давая прямые указания не отчислять даже полных кретинов. Контрольные работы всё сильнее упрощают. Ни один студент сегодня не может выполнить задания, предлагавшиеся каких-нибудь десять лет назад. Но даже эти примитивные работы студенты выполняют в среднем с пятой-шестой попытки. Отмечу, что по официальным правилам такое безобразие не разрешается. Но деканаты предпочитают идти на уступки, которые порой доходят до полного неприличия.

Снова приведу ситуацию из своей практики. Один злостный прогульщик и весьма нагловатый тип провалил все зачёты по математике и в конце концов был отчислен. Через некоторое время мне позвонил декан факультета и сказал, что папа студента явился в ректорат и устроил там скандал: дескать, он заплатил почти 100 тысяч рублей, а его сына нагло отчислили, и поэтому он собирается жаловаться в Минобрнауки. Естественно, руководство испугалось и пошло на уступки. Дабы ублажить разгневанного папашу, была назначена комиссия. Но самое интересное то, что студент на неё просто не явился. Члены комиссии были вынуждены в течение получаса сидеть и напрасно ждать его. И как же, вы думаете, отреагировал ректорат? Постановил назначить комиссию ещё раз!

Нынешней весной действия административного аппарата некоторых вузов дошли до полнейшего маразма и беззакония. По существующим правилам, число мест для будущих первокурсников в каждом вузе Минобрнауки определяет исходя в том числе и из того, какова успеваемость студентов. В результате, чтобы не снижать набор и сохранить бюджетные деньги, руководством этих институтов была сформирована специальная комиссия. Она «закрыла» долги за прошлый осенний семестр абсолютно всем двоечникам. Это немедленно привело к полному падению дисциплины среди студентов. Последний стимул к учёбе (желание остаться в институте и получить диплом) попросту исчез. Судите сами: зачем посещать занятия, готовиться к контрольным, сдавать зачёты и экзамены? Куда удобнее спокойно подождать «часа икс», когда добрые дяди и тёти из деканатов вместе с «правильными» педагогами просто нарисуют оценки в зачётках и ведомостях!

Страшно и то, что на фоне тотального падения уровня подготовки студентов неуклонно сокращаются часы, выделенные на изучение фундаментальных профильных дисциплин, – например, таких как высшая математика и общая физика. А последнее время начинают урезать и курсы специализированных предметов, составляющих основу образования по соответствующим направлениям подготовки. Это уже привело к тому, что полноценно изложить программу по предмету стало невозможно. Значит, приходится сокращать количество изучаемых разделов в дисциплинах. В итогевысшее образование начинает соответствовать уровню техникумов и ПТУ. Таким образом, через пару лет ни один человек в России не сможет получить высшее образование и стать квалифицированным специалистом: учреждений, где оказывалась бы подобная услуга, попросту не останется.

Преподаватели: прокорми себя сам?

Теперь поговорим о финансовом обеспечении профессорско-преподавательского состава. Преподаватели вузов – самые низкооплачиваемые работники в России. Оклад преподавателя в государственных университетах в Москве составляет около 4 тысяч рублей (!) в месяц. Если имеется степень кандидата наук, подкинут ещё тысячи три. Ну а доктору, профессору, читающему лекции, ведущему семинары, выполняющему методическую работу, выделят «астрономическую» сумму – примерно 20 тысяч рублей. Это не первоапрельская шутка – это реальные цифры реальных зарплат на 2012 год.

Есть и ещё одна серьёзная проблема, отчасти спровоцированная нищенской зарплатой, а отчасти (и в большей степени) негласным одобрением сверху. Это взяточничество, в последнее время получившее довольно широкое распространение среди профессорско-преподавательского состава некоторых вузов. Эта практика имеет здесь крайне серьёзные последствия. Во-первых, студенты, попавшие к взяточнику, не получают абсолютно никаких знаний по предмету. Цель такого преподавателя – не объяснить материал, а наоборот, запутать и запугать учащихся, приучить их к мысли, что нормальным путём сдать сессию невозможно. Во-вторых, взяточничество окончательно разлагает современных студентов, внушает им твёрдую уверенность в продажности поголовно всех педагогов, в необходимости не готовиться к экзаменам, а копить деньги на очередную взятку. Чувствуя свою безнаказанность, некоторые педагоги-барыги даже заимели твёрдые тарифы на зачёты и экзамены. При этом суммы берутся отнюдь не маленькие.

Запуганные студенты часто даже рады перспективе заплатить за оценку и своим поведением поощряют отвратительную практику взяток. Так, почти каждая группа, попавшая ко мне, начинает узнавать, сколько же стоят у меня зачёты и экзамены. Иногда с большим трудом и не сразу удаётся убедить студентов, что деньги решают в жизни далеко не всё и что намного больше пользы принесёт им самостоятельная сдача сессии. Если же ситуация становится совсем критической, начинают приходить родители, чтобы дать взятку, пользуясь разными предлогами.

Завершая наш краткий обзор, остаётся отметить, что нами рассмотрена лишь небольшая часть сложнейшего комплекса проблем российской системы высшего образования. А в заключение приведём невероятное по своему цинизму высказывание министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Эта чудовищная реплика наглядно показывает истинные намерения высших руководителей нашей родины, уже более двух десятилетий усердно осуществляющих геноцид собственного народа.

Дмитрий Рязанов

Очень согласен с автором статьи.
То что сейчас творится в учебных заведениях трудно назвать чем-то иным кроме как геноцидом образования в стране и геноцидом народа.

Date: 2012-05-20 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] rodnikiudachi.livejournal.com
Можно было и проще озаглавить - Крах системы.:)

Date: 2012-05-20 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] alex-a-lex.livejournal.com
Согласен.
От образования зависит каким будет общество и кто будет управлять этим обществом.

Date: 2012-05-20 05:02 am (UTC)
From: [identity profile] baba-c-voza.livejournal.com
Абсолютно все так и есть.

Date: 2012-05-20 06:18 am (UTC)

Date: 2012-05-20 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] commentator40.livejournal.com
Мне думается, что всё это кликушество построено на жёсткой связке в мозгу автора: диплом=образование. Между тем, данная связка - не аксиома, а всего лишь гипотеза. В советские времена связка была более прочной (хотя абсолютной никогда не была). Сейчас - менее прочная. Любой грамотный кадровик это понимает (в любой стране, не только в России). Если фирма или организация заинтересована в своём благополучии, она при помощи конкурса, "входной" аттестации или испытательного срока выбирает тех, кто реально что-то приобрёл в вузе, кроме диплома. И затем контролирует уровень их реальной рабочей результативности, выгоняя тех, кто не справляется или не может пройти текущие аттестации. А прочие "дипломанты" идут торговать в ларьках или, если есть у них такая возможность, пристраиваются по блату. Дефицита претендентов на должности, требующие высшего образования, сейчас нет. Выбирать есть из кого. Число реально образованных людей, насколько понимаю, не уменьшилось, просто резко увеличилось число лиц с "дипломами", кандидатскими степенями и проч. Конечно, лучше бы этого не было, но катастрофы для общества от этого не происходит. Пусть себе тешатся своими корочками. А фирмы, которые таких принимают, - пусть, если уж им так хочется, теряют эффективность в сравнении с конкурентами за счёт низкого кадрового уровня...

Date: 2012-05-20 06:23 am (UTC)
From: [identity profile] alex-a-lex.livejournal.com
Это все понятно.
Но я вижу ситуацию на месте.
Когда лично в мой СУЗ пытаются поступить люди не то что с каким-то образованием а с его отсутствием.
Когда абитуриент смутно помнит таблицу умножения.
Но при этом имеет удовлетворительные оценки в дипломе о среднем образовании.

А на счет связки диплом=образование тоже согласен.
Я знаю массу умнейших людей без всякого высшего и знаю не мало идиотов с двумя, тремя дипломами.

Date: 2012-05-20 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] commentator40.livejournal.com
"Входная" проблема есть, конечно. На нашу специальность (дизайнеры, в КемГУКИ) нам удаётся поддерживать конкурс - сейчас 3-4 чел. на бюджетное место, прежде, до демографической ямы, было по 8-9 чел.

Выбрали. После этого ректор говорит: принимайте дополнительно в "платники" всех желающих недвоечников, иначе у вуза концы с концами по финансам не будут сходиться. Результат такой: в одной группе часть - "еле-еле", а часть - сильные дети, некоторые уже с художественным училищем за спиной. И как быть преподавателям, скажем, рисунка или живописи? Одних нужно год учить самым азам, а других нужно учить чему-то уже гораздо более продвинутому. Сложно...

Самому мне, правда, проще, я преподаю блок предметов, связанных с рекламой. Тут - для всех можно начинать с азов, никакой подготовки ни у кого из них нет, так что всё ровненько.

Если изначально слабый студент работает, он обычно к 3 курсу подтягивается до нужного уровня. Но бывает, что отчисляем, в том числе платников. В этом деле ректор, отдам должное, не препятствует. Если такая ситуация, что уж ничего не удаётся с человеком сделать и не хочет учиться, т.е. нужно выгнать - приказы на отчисление подписывает.

Date: 2012-05-20 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] ngoro-ngebe.livejournal.com
помню, как этот подонок Фурсенко отвечал на вопросы какой-то журналистки на канале, конечно же, РОССИЯ. дело было в 2004 году. я сидел, обедал - был день, и я никуда не торопился, потому что это был отсыпной+выходной день после смены. после чернорабочей смены: филолог долбал кувалдой замёрзший битум, девяностые никуда не исчезли.

так вот, эта гнида что-то там вещала про какое-то тунеядство, нежелание работать за копейки и прочие мерзости. сейчас уже не могу вспомнить конкретных фраз, но это было так оскорбительно... я после вуза не смог достойно трудиться по специальности, мне пришлось идти в негры. да и потом я пошёл в смежную отрасль - полиграфию, но никак не в преподаватели, не в журналисты (ибо это в России самая поганая работа), ни куда ещё.

а этот упырь сидит до сих пор в кресле минобразования и нагло указывает людям, как им жить и как учить детей.

и ничего не меняется. то есть, многие говорят об этом, но потом все покорно идут, словно бараны, и пособничают этому Фурсенко, и даже палец кверху поднимают и приговаривают: "А что поделаешь! Это - жизнь! Так надо!"

ад.
Edited Date: 2012-05-20 05:56 am (UTC)

Date: 2012-05-20 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] alex-a-lex.livejournal.com
Когда уже Онищенко запретит Фурсенко.

Date: 2012-05-20 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] ngoro-ngebe.livejournal.com
хрен редьки не слаще.

Date: 2012-05-20 06:24 am (UTC)
From: [identity profile] alex-a-lex.livejournal.com
Просто по моему это было бы крайне полезным делом г-на Онищенко.
Хоть и единственным.

Date: 2012-05-20 06:26 am (UTC)
From: [identity profile] ngoro-ngebe.livejournal.com
удручает общая картина: там сплошная кумовщина в руководстве.
ох, лучше про белочек в парке )))

Date: 2012-05-20 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] alex-a-lex.livejournal.com
+100

Ок. Будут белки если будут ))))

Date: 2012-05-20 06:38 am (UTC)

Date: 2012-05-20 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] blaster2009.livejournal.com
Не знаю насчет остального, но про оклады преподавателей слышал от отца, он профессор МГУ - так и есть... правда иногда Садовничий "подбрасывает"...

Date: 2012-05-20 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] alex-a-lex.livejournal.com
Я это знаю из собственного расчетного листа и листа супруги.
Я то как начальник еще ничего а у нее ставка 2000 рублей.

Date: 2012-05-20 06:51 am (UTC)
From: [identity profile] tokevlar.livejournal.com
Я вчера посмотрел фильм 'Учитель на замену" страшно что в нашем обществе происходит! Фильм занял почетное место в моей коллекции

Date: 2012-05-20 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] lara-zaboeva.livejournal.com
Ак чё говорить? Давно это есть. У меня на факультете был такой приём. Недобор и взяли всех, кто поступал. Другое дело, что было много стипендиатов от различных хозяйств, не принять которых не имели права, стипуху которым платил не ВУЗ, а эти самые хозяйства. За хвосты по учёбе некоторым платили независимо от учебной успеваемости. И все эти стипендиаты были детишками руководителей разного уровня. Ещё были такие, что не парились насчёт учёбы. Одни говорили, что учёба в ВУЗе - это возможность выйти замуж за приличного образованного чела. Другие: " а чё? устроят потом работать где угодно, главное - диплом иметь!" Где угодно расшифровывалось: детсад-ясли, школа, котельная и т.д., не имеющее к полученному образованию никакого отношения. И да. К нам в школу приезжали эти самые агитбригады из этого ВУЗа. В белых халатах, с пробирками-колбами. Коих в дальнейшей работе, после окончания ВУЗа, быть не должно было. Но они об этом умолчали. Намеренно. Один из затейников был моим деканом, другая кураторшей. Они в то время не гнушались регулярных продуктовых подношений от мамаши одной моей однокурсницы. Все её прогулы и загулы были незамечаемы и необсуждаемы, хотя к остальным был иной подход. Так что рыба гниёт давно. Счас просто гниение стало настолько заметным, что только слепой не видит.
Edited Date: 2012-05-20 08:02 am (UTC)

Date: 2012-05-21 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] asunsjon.livejournal.com
Вспоминается мой преподаватель коммерческого права, который на первой же лекции сказал, что ему плевать на теорию и нашу обучаемость - он ведет у нас занятия лишь потому, что у него своя фирма, а преподавателям ВУЗов положены нехилые льготы по налогам.
Но, кстати, читал он интересно. До сих пор каждое занятие помню. Потому что не по учебнику, а исключительно рассказами из жизни и "как сделать так, чтобы с вами этого не случилось".

Date: 2012-05-21 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-a-lex.livejournal.com
Лично я увидел в этом поступок довольно честного человека.
По моему мнению такие занятие даже несколько полезней.
Так как реальная жизнь она несколько далека от академического учебника.

Date: 2012-05-21 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] asunsjon.livejournal.com
В том-то и дело.
Отучишься 5 лет, а на выходе получается, что придется учиться всему заново, т.к. экономист, например, понятия не имеет, что он должен делать на работе и чем конкретно заниматься - ему этого не объяснили в вузе.

Date: 2012-05-21 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-a-lex.livejournal.com
Я когда к себе на работу принимал нового сотрудника из ВУЗа так ему и сказал: "Все что учили - забудь, будем учится заново и экстерном"

Date: 2012-05-21 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] asunsjon.livejournal.com
Вот.
И к чему оно, такое высшее?

Profile

alex_a_lex: (Default)
alex_a_lex

January 2013

S M T W T F S
   1 2 3 4 5
6 7 89101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2025 04:32 pm
Powered by Dreamwidth Studios